Горьковский автомобильный завод
Абсолютное большинство (65%) грузовых автомобилей страны, служивших основной «рабочей лошадкой» войны, было произведено на ГАЗе.
Самое большое количество рейсов по льду Ладожского озера — знаменитой «дороге жизни» — совершили грузовики ГАЗ — АА, наездив более 40 миллионов километров.
Это были единственные грузовые автомобили, вес которых выдерживал неокрепший лед Ладожского озера: они первыми выходили на ледовую трассу и последними покидали ее, на них эвакуировали более полумиллиона людей и перевезли 36 тысячу тонн различных грузов. Горьковские полуторки сыграли исключительно важную роль в спасении ленинградцев, попавших в кольцо блокады.
Первый отечественный полноприводный легковой автомобиль ГАЗ — 61 специально создан для командиров Красной Армии и стал поступать на фронт 1941 году. Во время войны им пользовались маршалы Г. К. Жуков, С.К. Тимошенко, И.С. Конев и другие.
В рекордно короткие сроки (за 51 день!) был создан первый советский «джип» ГАЗ — 64. В ходе его проектирования родился самый массовый бронеавтомобиль периода Великой Отечественной войны — БА — 64, серийно выпускавшийся с 1942 года.
Первая советская серийная самоходно-артиллерийская установка СУ — 76 (конструктор Н.А.Астров) выпускалась на Горьковском автозаводе на основе танка Т-70 с пушкой калибра 76 мм конструкции В.Г. Грабина (их производил машиностроительный завод).
Самоходная артиллерия была необходима прежде всего для борьбы с вражескими танками. Первые СУ-76 отправлены на фронт в декабре в 1942, всего их было произведено свыше девяти тысяч.
Автозавод был крупнейшим в стране поставщиком смежной продукции: только его колесный цех производил автомобильные колеса для всех артиллерийских, минометных и автомобильных заводов СССР! Это был единственный в стране завод, выпускавший коляски к армейским мотоциклам.