Постановление Правительства Нижегородской области от 29 марта 2019 г. № 167
ПРАВИТЕЛЬСТВО НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 марта 2019 г. N 167
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ
«ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ В НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ»
В соответствии со статьей 5 Закона Нижегородской области от 7 марта 2008 г. N 20-З «О противодействии коррупции в Нижегородской области» и в целях обеспечения реализации государственной антикоррупционной политики на территории Нижегородской области Правительство Нижегородской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемую государственную программу «Противодействие коррупции в Нижегородской области» (далее — Программа).
2. Министерству финансов Нижегородской области ежегодно при формировании бюджета Нижегородской области на очередной финансовый год и плановый период предусматривать средства на реализацию мероприятий Программы с учетом возможностей и в пределах средств, направляемых на эти цели из областного бюджета.
3. Рекомендовать территориальным органам федеральных органов исполнительной власти, органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Нижегородской области, предприятиям, учреждениям и иным организациям Нижегородской области принять участие в мероприятиях, предусмотренных Программой.
4. Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания и подлежит официальному опубликованию.
Губернатор Г. С. НИКИТИН
Утверждена
постановлением Правительства
Нижегородской области
от 29 марта 2019 г. N 167
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА
«ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ В НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ»
(далее — Программа)
1. Паспорт Программы
2. Текст Программы
2.1. Общая характеристика сферы реализации Программы
Коррупция — серьезная угроза безопасности государства. Она наносит обществу большой вред, посягает на основы государственной власти, снижает эффективность деятельности государственных и муниципальных органов и подрывает их авторитет, затрудняет экономическое развитие страны в целом.
Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» коррупция определена как злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами.
Субъектами преступлений коррупционной направленности наряду с лицами, замещающими государственные и муниципальные должности, государственными и муниципальными служащими, должностными лицами государственных и муниципальных учреждений также являются работники различных коммерческих структур (акционерных обществ, обществ с ограниченной ответственностью, индивидуальные предприниматели и т. д.) и граждане.
За 2018 год сотрудниками органов внутренних дел Нижегородской области выявлено 323 преступления коррупционной направленности. Возбуждено 160 уголовных дел. Направлено в суд 142 уголовных дела по 304 преступлениям. Выявлено 215 лиц, совершивших коррупционные преступления. Привлечено к уголовной ответственности 191 лицо.
Так, выявлено 17 коррупционных преступлений в сфере образования.
В сфере государственного управления и обязательного социального обеспечения — 38 преступлений.
Пресечено 12 коррупционных преступлений, связанных с освоением бюджетных средств, в том числе 2, связанных с закупками для государственных и муниципальных нужд.
Выявлено 23 факта получения взятки, 12 из которых совершены в крупном и особо крупном размере. Задокументировано 24 факта дачи взятки и 6 фактов посредничества во взяточничестве. Привлечено к уголовной ответственности 23 лица, совершивших преступления, предусмотренные статьей 290 Уголовного кодекса Российской Федерации «Получение взятки», в том числе 7 лиц — по преступлениям в крупном и особо крупном размере.
Ежегодно в Нижегородской области проводятся социологические опросы населения, предпринимательского сообщества, государственных гражданских и муниципальных служащих по вопросам противодействия коррупции, также изучается мнение представителей малого и среднего бизнеса по вопросам их взаимоотношений с органами, осуществляющими регистрационные, разрешительные и контрольно-надзорные функции в целях выявления наиболее коррумпированных сфер деятельности в Нижегородской области и оценки эффективности реализуемых антикоррупционных мер.
По итогам исследований в 2018 году о высоком уровне распространения коррупционных правонарушений говорили 28% жителей области. Среди служащих высокие оценки встречались значительно реже: 10% среди государственных гражданских служащих и 15% среди муниципальных. Оценки предпринимателей были сопоставимы со служащими: о высоком уровне распространения коррупции говорили 14% из них. Данные группы отражают долю недовольных, обеспокоенных коррупционной ситуацией в регионе.
С учетом вышеизложенного, создание в Нижегородской области единой целостной системы противодействия коррупции станет важным этапом в совершенствовании принимаемых антикоррупционных мер.
Кроме того, разработка и принятие Программы обусловлены необходимостью интеграции усилий органов власти Нижегородской области всех уровней и правоохранительных органов в обозначенной сфере.
Настоящая Программа подготовлена с учетом требований действующего федерального законодательства и законодательства Нижегородской области, а также опыта работы органов исполнительной власти Нижегородской области, органов местного самоуправления Нижегородской области и правоохранительных органов по противодействию коррупции.
2.2. Цель и задачи Программы
Целью Программы является развитие системы противодействия коррупции в Нижегородской области, формирование в обществе нетерпимого отношения к коррупции.
Достижение указанной цели планируется обеспечить решением следующих задач:
— обеспечение нормативного правового регулирования противодействия коррупции на территории Нижегородской области;
— развитие организационно-управленческой базы антикоррупционной деятельности в Нижегородской области;
— развитие на территории Нижегородской области антикоррупционного образования и антикоррупционной пропаганды;
— развитие условий минимизации коррупционных проявлений в сфере предпринимательства;
— повышение прозрачности работы органов государственной власти и органов местного самоуправления Нижегородской области, государственных органов Нижегородской области, укрепление их связей с гражданским обществом, стимулирование антикоррупционной активности общественности, а также совершенствование их деятельности в целях противодействия коррупционным проявлениям.
2.3. Управление Программой и механизм ее реализации
Комплексное управление реализацией Программы осуществляет государственный заказчик-координатор Программы — управление делами Правительства и развития кадрового потенциала Нижегородской области:
— координирует работу исполнителей программных мероприятий;
— обеспечивает контроль за реализацией Программы, включающий в себя контроль за качеством проводимых мероприятий и сроками их выполнения.
Управление делами Правительства и развития кадрового потенциала Нижегородской области обеспечивает подготовку годового отчета по исполнению Программы по итогам каждого года ее реализации в сроки, предусмотренные постановлением Правительства Нижегородской области от 12 июля 2013 г. N 470 «Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Нижегородской области».
Исполнители программных мероприятий, ответственные за реализацию и конечные результаты Программы, представляют в управление делами Правительства и развития кадрового потенциала Нижегородской области соответствующие отчеты.
При необходимости внесения изменений в Программу управление делами Правительства и развития кадрового потенциала Нижегородской области организует соответствующую работу в порядке, установленном законодательством Нижегородской области.
Реализация Программы осуществляется в соответствии с планом ее реализации, утверждаемым приказом управления делами Правительства и развития кадрового потенциала Нижегородской области.
Ход и результаты реализации Программы подлежат освещению в средствах массовой информации не реже одного раза в год.
2.4. Этапы и сроки реализации Программы
Реализация мероприятий Программы предполагает один этап сроком на период 2019—2021 годов.
2.5. Перечень основных мероприятий Программы
Таблица 1. Перечень основных мероприятий Программы
2.6. Индикаторы достижения цели и показатели непосредственных результатов
Таблица 2. Индикаторы достижения цели и показатели непосредственных результатов
Под коррупционными проявлениями следует понимать коррупционные правонарушения, влекущие за собой уголовную, административную и иную ответственность за несоблюдение требований антикоррупционного законодательства, а также явления, способствующие совершению коррупционных правонарушений (коррупциогенные факторы, содержащиеся в нормативных правовых актах, и несоответствия нормативных правовых актов федеральному законодательству и законодательству Нижегородской области).
Ежегодное сокращение количества коррупционных проявлений будет свидетельствовать об эффективности принимаемых антикоррупционных мер на территории Нижегородской области.
2.7. Меры правового регулирования
Принятия нормативных правовых актов Нижегородской области, направленных на реализацию Программы, не требуется.
2.8. Обоснование объема финансовых ресурсов Программы
Таблица 3. Ресурсное обеспечение реализации Программы за счет средств областного бюджета
Таблица 4. Прогнозная оценка расходов на реализацию
Программы за счет всех источников
Таким образом, планируемые программные мероприятия финансируются за счет средств областного бюджета, предусмотренных на финансирование основной деятельности исполнителей мероприятий Программы.
Выполнение программных мероприятий может предусматривать выделение дополнительных средств областного бюджета, направленных на реализацию задач, поставленных федеральными органами государственной власти.
Предоставление субсидий из областного бюджета бюджетам муниципальных районов и городских округов Нижегородской области Программой не предусмотрено.
2.10. Анализ рисков реализации Программы
Риски реализации Программы:
1. Обстоятельства непреодолимой силы — пожары, стихийные бедствия, террористические акты, природные катаклизмы, техногенные катастрофы.
2. Финансовые риски:
— ограниченное финансирование, не позволяющее решить комплекс проблем и снижающее эффективность программных мероприятий;
— неравномерное выделение средств в течение года;
— замедление экономического роста в стране в целом и Нижегородской области в частности.
Своевременная корректировка Программы позволяет снизить риски реализации Программы.
3. Подпрограммы Программы
Настоящая Программа не содержит подпрограмм.
4. Подпрограмма «Обеспечение реализации государственной программы»
Формирование подпрограммы «Обеспечение реализации государственной программы» в рамках настоящей Программы не предусмотрено.
5. Оценка планируемой эффективности Программы
Оценка планируемой эффективности представлена в таблице 5.
Таблица 5. Оценка планируемой эффективности Программы
Благодаря реализации плановых мероприятий Программы, направленных на сокращение количества коррупционных проявлений в Нижегородской области, произойдет общее сокращение преступности на ее территории.
Вместе с тем в полном объеме рассчитать показатели экономической, общественной либо общественно-экономической эффективности реализации настоящей Программы невозможно, так как динамика каждого введенного индикатора зависит от комплекса различных по своим характеристикам факторов и изменений социально-экономических условий в Нижегородской области.